Подпишитесь на нас:

Стимулирование программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации

Подпрограмма
"Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Паспорт
подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Наименование подпрограммы

-

подпрограмма   "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов   Российской Федерации" федеральной целевой программы   "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о   разработке подпрограммы

-

поручение   Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября   2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

-

Министерство   строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

-

Министерство   строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

-

целью подпрограммы   является развитие массового строительства жилья экономкласса   на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой   доступности, энергоэффективности и экологичности.

Задачами   подпрограммы являются:

оказание   содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации программ   развития жилищного строительства, а также проектов жилищного строительства,   осуществляемых в рамках программы "Жилье для российской семьи";

стимулирование   органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов   местного самоуправления к проведению эффективной градостроительной политики,   созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и   развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;

создание   эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов   государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и   показатели подпрограммы

-

объем ввода жилья   в рамках подпрограммы за период ее реализации составит   6,42 млн. кв. метров

Срок реализации подпрограммы

-

2015 - 2020 годы

Объем и источники финансирования   подпрограммы

-

общий объем   финансирования подпрограммы составит 43,81 млрд. рублей, в том   числе:

средства   федерального бюджета - 31,11 млрд. рублей;

средства бюджетов   субъектов Российской Федерации и местных бюджетов -   12,7 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты   реализации подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

ввод   6,42 млн. кв. метров жилья;

развитие   первичного рынка жилья и стабилизация цен на жилье на доступном для населения   и экономически обоснованном уровне;

увеличение частных   инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма

Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие достаточного количества земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, а также наличие непрозрачных и обременительных для застройщика условий присоединения к системам инженерной инфраструктуры.

Опережающее развитие инженерной инфраструктуры позволит обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворение платежеспособного спроса населения на жилье.

В целях повышения доступности жилья развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве предусматривает не только использование механизмов возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, а также водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки.

Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости жилья.

В большинстве населенных пунктов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, а также средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.

В 2011 - 2012 годах государственная поддержка осуществлялась в виде субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также на осуществление строительства (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного развития территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на поддержку региональных программ развития жилищного строительства (далее - региональная программа), в том числе:

на развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;

на развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса;

на реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", реализуется программа "Жилье для российской семьи" (далее - программа "Жилье для российской семьи"), которая направлена на стимулирование строительства жилья экономического класса, снижение стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, внедрение инновационных институциональных, финансовых, технологических и организационных механизмов такого строительства, формирование механизмов удовлетворения спроса на жилье для экономически активных и работающих граждан, которые хотели бы улучшить жилищные условия, имеют сбережения на первоначальный взнос, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств.

Опыт реализации программы "Жилье для российской семьи" в 2014 году показал целесообразность оказания дополнительной поддержки субъектам Российской Федерации в реализации проектов жилищного строительства, осуществляемых в рамках указанной программы. Подпрограмма является одним из эффективных инструментов оказания такой поддержки и направлена в первую очередь на создание условий для успешной реализации проектов жилищного строительства в рамках программы "Жилье для российской семьи".

Подпрограмма в 2015 - 2020 годах будет обеспечивать комплексный подход к формированию нового сегмента жилья экономкласса и системной застройке городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, выделяемых на эти цели.

Задача устойчивого функционирования системы формирования рынка доступного жилья экономкласса определяет целесообразность использования программно-целевого метода, поскольку такая задача:

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие;

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке строительных материалов.

Для выбора вариантов решения выявленных проблем были рассмотрены 2 сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях обеспечения ежегодного дополнительного ввода жилья экономкласса в объеме 10 процентов годового объема ввода жилья в 2014 году для существенного увеличения предложения такого жилья и снижения его стоимости.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в 6,3 раза, что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и целевые индикаторы и показатели подпрограммы

Целью подпрограммы является развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи:

оказание содействия субъектам Российской Федерации в реализации региональных программ, а также проектов жилищного строительства, осуществляемых в рамках программы "Жилье для российской семьи";

стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;

создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономкласса.

В целях формирования комфортной городской среды и среды сельских поселений мероприятия региональных программ должны быть направлены на стимулирование градостроительной и строительной деятельности, отвечающей современным требованиям архитектурно-пространственной организации и мировым экологическим стандартам, задачам улучшения состояния окружающей среды, включая обеспечение полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, благоустройство мест пребывания детей с родителями, повышение безопасности граждан и снижение вандализма, формирование условий для реализации культурной и досуговой деятельности граждан.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2015 - 2020 годах.

Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и выполнение задач подпрограммы, а также изменение направлений государственной жилищной политики.

Целевым индикатором подпрограммы является годовой объем ввода жилья в рамках подпрограммы, значение которого приведено в приложении N 1.

III. Мероприятия подпрограммы

В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ, включая проекты жилищного строительства в рамках программы "Жилье для российской семьи", которые могут быть использованы:

на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;

на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса;

на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса;

на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.

Государственная поддержка в формах, предусмотренных подпрограммой, будет предоставляться при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы, включающей введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство, планы мероприятий по обеспечению их инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, механизмы, источники финансирования и сроки исполнения этих мероприятий и предусматривающей комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса, стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов, реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, а также строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Успешная реализация подпрограммы в значительной степени зависит от методической помощи, которая будет оказываться на федеральном уровне органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в ходе разработки и оценки региональных программ, а также от отбора проектов для софинансирования в рамках подпрограммы.

Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении N 2.

Реализация подпрограммы не сопряжена с риском возникновения негативных последствий. При этом при проектировании объектов капитального строительства, финансирование (софинансирование) которых предусмотрено в рамках подпрограммы, необходимо соблюдать положения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", включая соблюдение нормативов безопасности и надежности зданий и сооружений, а также экологической безопасности.

IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 43,81 млрд. рублей по направлению "прочие нужды", в том числе:

средства федерального бюджета - 31,11 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 12,7 млрд. рублей.

Объемы финансирования подпрограммы приведены в приложении N 3.

V. Механизм реализации подпрограммы и управления подпрограммой

Предусмотренные подпрограммой меры поддержки предоставляются на реализацию региональных программ, включая проекты жилищного строительства в рамках программы "Жилье для российской семьи", с учетом их ежегодной оценки в отношении достижения значений целевого индикатора подпрограммы.

Финансовые механизмы реализации подпрограммы, предусматривающие возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, направлены в первую очередь на привлечение банковских кредитных ресурсов для финансирования проектов по развитию инженерной инфраструктуры.

Заемщиками при реализации таких проектов могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, в том числе организации коммунального комплекса.

Возврат кредитов, предоставленных на реализацию таких проектов, может быть обеспечен за счет различных источников, в том числе за счет средств от продажи земельных участков (уступки прав по договорам аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого тарифа на подключение к системам инженерной инфраструктуры, продажи или предоставления внаем жилья, построенного в рамках проектов.

Финансовые механизмы реализации мероприятий подпрограммы, предусматривающие развитие социальной инфраструктуры и обеспечение автомобильными дорогами, направлены на поддержку исполнения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации проектов жилищного строительства, осуществляемых в рамках региональных программ.

Организационные механизмы подпрограммы направлены на четкое разграничение ответственности между участниками развития территорий в целях жилищного строительства и ориентированы на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски, удешевить стоимость кредитования и других затрат на строительство и обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья экономкласса.

В зависимости от конкретной ситуации исполнителями реализации мероприятий в рамках региональных программ могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или юридические лица, в том числе застройщики, инвесторы, организации коммунального комплекса, банки, государственные институты развития и некоммерческие объединения граждан, в том числе жилищно-строительные кооперативы.

При этом жилье экономкласса, построенное в рамках реализации региональных программ, будет использоваться в том числе для обеспечения жильем граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей", "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Если после завершения строительства объектов инженерной инфраструктуры эти объекты переходят в государственную или муниципальную собственность, то при реализации проекта в целях снижения общих затрат на жилищное строительство и снижения стоимости приобретаемого гражданами жилья экономкласса рекомендуется установление условий и порядка выкупа таких объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов и (или) за счет организаций коммунального комплекса.

В рамках реализации региональных программ необходимо обеспечить контроль за подключением построенных объектов к сетям инженерной инфраструктуры на заранее определенных условиях, включая размер платы застройщика за подключение в соответствии с установленными тарифами и согласованным объемом мощности, а также строительство (реконструкцию) сетей и объектов инженерной инфраструктуры за пределами границ территорий, на которых реализуются проекты, обеспечивающих предоставление ресурсов, необходимых для построенных в границах территорий объектов капитального строительства. Строительство и реконструкцию объектов социальной и дорожной инфраструктуры обеспечивают субъект Российской Федерации и муниципалитет.

В рамках подпрограммы планируется также отработка различных механизмов развития инженерной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, частными операторами объектов инженерной инфраструктуры на основе договоров аренды, концессии и других договоров. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с освоением и развитием территорий, предназначенных для жилищного строительства, в том числе с обустройством таких территорий инженерной инфраструктурой.

В целях повышения результативности государственной поддержки развития жилищного строительства будет обеспечена согласованность реализации мероприятий подпрограммы с программой "Жилье для российской семьи". Предоставление дополнительной поддержки в рамках мероприятий подпрограммы субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации программы "Жилье для российской семьи", позволит повысить эффективность реализации данной программы и ее привлекательность для субъектов Российской Федерации.

Порядок отбора субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки в рамках подпрограммы будет устанавливаться государственным заказчиком в соответствии с положениями подпрограммы.

Отбор субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, для участия в подпрограмме планируется проводить формируемой государственным заказчиком комиссией, которая осуществляет свою деятельность в рамках подпрограммы.

Максимальное число субъектов Российской Федерации - участников подпрограммы будет определено государственным заказчиком подпрограммы до проведения отбора на предоставление субсидий с учетом объемов выделенных на текущий год субсидий из федерального бюджета и указано в документации по отбору. Отбор проектов в рамках региональных программ для получения предусмотренных подпрограммой мер поддержки будет осуществляться в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять подготовку региональных программ, предусматривая в них реализацию мер, направленных на снижение административных барьеров, демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, комплексное развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры, а также учитывая выполнение требований к разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов и реализацию следующих основных мероприятий:

утверждение генерального плана городского округа или городского, сельского поселения;

утверждение правил землепользования и застройки городского округа или городского, сельского поселения;

утверждение документации по планировке территорий, предназначенных для жилищного строительства;

принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа.

Финансовую поддержку реализации региональных программ за счет средств федерального бюджета предусматривается осуществлять в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации приведены в приложении N 4.

При реализации подпрограммы в 2015 году используется форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, утвержденная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:

общее управление подпрограммой;

прием от субъектов Российской Федерации заявок на участие в подпрограмме;

проведение отбора (отборов) субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме;

контроль за реализацией подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, субсидий из федерального бюджета;

контроль за целевым использованием средств из федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

организацию мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий подпрограммы и соответствия этих результатов целевому индикатору подпрограммы.

Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, будут осуществлять:

разработку и реализацию региональных программ, включающих проекты жилищного строительства, осуществляемые в рамках программы "Жилье для российской семьи" (при наличии), и представление заявок на участие в отборе с включением таких проектов в приоритетном порядке;

разработку нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации, необходимой для реализации мероприятий подпрограммы;

представление государственному заказчику подпрограммы ежеквартальных отчетов о ходе реализации подпрограммы, направлениях расходования средств и достижении показателей результативности их использования.

VI. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы

Создание рыночных механизмов финансирования проектов освоения и развития территорий в целях жилищного строительства и внедрение стандартов строительства жилья экономкласса позволят увеличить объем жилищного строительства и снизить его стоимость, что, в свою очередь, повысит доступность жилья экономкласса для населения.

Оценку социально-экономической эффективности подпрограммы планируется осуществлять на основе достигнутых значений целевого индикатора, указанного в приложении N 1.

Мониторинг реализации подпрограммы будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежеквартально с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику подпрограммы до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Успешная реализация подпрограммы позволит обеспечить к 2020 году:

дополнительный ввод 6,42 млн. кв. метров жилья;

формирование сегмента строительства жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли жилья экономкласса в общем объеме ввода жилья;

развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;

формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;

увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.

Приложение N 1
к
подпрограмме "Стимулирование
программ развития жилищного
строительства субъектов Российской
Федерации" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Целевой индикатор подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Наименование

Единица измерения

2011 -2015

годы - всего

В том числе

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Годовой объем

ввода жилья

в рамках

подпрограммы

"Стимулирование

программ

развития

жилищного

строительства

субъектов

Российской

Федерации"

млн. кв. метров

6,42

-

1,1

1,33

1,33

1,33

1,33

Приложение N 2
к
подпрограмме "Стимулирование программ
развития жилищного строительства
субъектов Российской Федерации"
федеральной целевой программы
"Жилище" на 2015 - 2020 годы

Перечень
основных мероприятий по реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1.

Утверждение   порядка отбора субъектов Российской Федерации в целях оказания   государственной поддержки в рамках подпрограммы

2015 год

Минстрой России

2.

Утверждение формы   соглашения о предоставлении субсидий в рамках подпрограммы, заключаемого   государственным заказчиком подпрограммы   с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской   Федерации

2015 год

Минстрой России

3.

Проведение отбора   субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме,   подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о   распределении субсидий

II квартал,

ежегодно

Минстрой России

4.

Оценка   эффективности использования субъектами Российской Федерации в отчетном   финансовом году субсидий, предоставляемых в рамках подпрограммы

ежегодно

Минстрой России

5.

Подготовка   региональных программ развития жилищного строительства

ежегодно

органы   исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного   самоуправления

Приложение N 3
к
подпрограмме "Стимулирование
программ развития жилищного
строительства субъектов Российской
Федерации" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Объемы финансирования подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники   финансирования

2015   -2020 годы - всего

В   том числе

2015   год

2016   год

2017   год

2018   год

2019   год

2020   год

Федеральный бюджет - прочие нужды

31108,64

2993,79

4476,73

5592,96

5798,91

6012,44

6233,81

Средства бюджетов субъектов Российской   Федерации и местных бюджетов - прочие нужды

12705,51

656,29

1918,6

2396,98

2485,25

2576,76

2671,63

Итого

43814,15

3650,08

6395,33

7989,94

8284,16

8589,2

8905,44

Приложение N 4
к
подпрограмме "Стимулирование программ
развития жилищного строительства
субъектов Российской Федерации"
федеральной целевой программы
"Жилище" на 2015 - 2020 годы

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших ежегодный отбор, на реализацию мероприятий государственных программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, включающих проекты жилищного строительства в рамках программы "Жилье для российской семьи" (при их наличии), входящей в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году, в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;

б) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации по развитию жилищного строительства, включающей проекты, указанные в пункте 1 настоящих Правил (при их наличии);

в) использование типовой проектной документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства и информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации (при наличии такой информации), - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства.

4. Субсидии используются на следующие цели:

а) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;

Информация об изменениях:

б) на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по комплексному освоению территорий, предусматривающих строительство жилья;

в) на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по комплексному освоению территорий, предусматривающих строительство жилья;

г) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.

5. Возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками, производится:

а) из расчета предусмотренной кредитным договором процентной ставки, но не более ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на 3 процентных пункта;

б) при условии, что в кредитный договор включены обязательства заемщика по реализации проекта, на финансирование которого предоставляется кредит;

в) при условии своевременного исполнения заемщиками текущих обязательств в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита и уплаты процентов по нему.

6. Возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не производится.

7. Заемщик для участия в подпрограмме представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации следующие документы:

а) заявление о возмещении затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту;

б) копия кредитного договора, заверенная банком, выдавшим кредит;

в) выписка из ссудного счета о получении кредита, график погашения кредита и уплаты процентов по нему;

г) расчет кредита (кредитной линии) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту.

8. Заемщик для получения возмещения затрат на уплату процентов по кредиту в течение 30 календарных дней после уплаты процентов по кредиту представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации следующие документы:

а) заверенные банком копии документов, подтверждающих своевременное исполнение текущих обязательств по кредиту в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита и уплаты процентов по нему;

б) выписка из ссудного счета о получении заемщиком кредита;

в) заверенные заемщиком и банком документы, подтверждающие целевое использование полученного кредита;

г) расчет кредита (кредитной линии) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту;

д) справка налогового органа об отсутствии у юридического лица просроченной задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды на дату не ранее даты уплаты процентов.

9. Для участия в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии (далее - отбор) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в отборе по форме, утверждаемой Министерством (далее - заявка).

10. Критериями отбора являются:

а) отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;

б) отсутствие выявленных фактов нецелевого использования субвенций и субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации;

в) наличие утвержденных схем территориального планирования в городах с населением более 50 тыс. человек;

г) соответствие заявки требованиям, предусмотренным настоящими Правилами.

11. При планировании направления субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование таких объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, субъекты Российской Федерации дополнительно представляют одновременно с заявкой следующие документы и сведения в отношении каждого объекта капитального строительства:

а) наименование объекта капитального строительства;

б) мощность объекта капитального строительства, подлежащего вводу в эксплуатацию;

в) срок ввода в эксплуатацию;

г) размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, планируемых к направлению на объект капитального строительства;

д) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);

е) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной);

ж) копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;

з) титульные списки вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства, утвержденные заказчиком;

и) копии документов, подтверждающих направление собственных, заемных и других средств на финансирование объекта капитального строительства;

к) документ, содержащий результаты оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения.

12. Перечень объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объектов капитального строительства муниципальной собственности, финансирование которых осуществляется за счет субсидии в текущем финансовом году в рамках подпрограммы, согласовывается с Министерством экономического развития Российской Федерации и утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

13. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определяет сроки и порядок проведения отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии, в том числе разрабатывает следующие документы:

а) формы заявок и требования к их составлению;

б) методика оценки заявок с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и выполнения плана использования субсидии, а также с учетом приоритетности предоставления субсидий субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа;

в) порядок утверждения результатов отбора.

14. Документы, указанные в пункте 13 настоящих Правил, размещаются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 календарных дней до даты объявления о проведении отбора субъектов Российской Федерации.

15. Субсидии распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации, отобранными для предоставления субсидий, по формуле:

                        ,

где:

- размер средств для предоставления субсидии i-му субъекту Российской Федерации;

- размер бюджетных ассигнований федерального бюджета на текущий финансовый год для предоставления субсидий, распределяемых на соответствующий год;

- объем ввода жилья на душу населения в i-м субъекте Российской Федерации за предыдущий год;

- показатель оценки заявки i-гo субъекта Российской Федерации;

- объем ввода жилья в рамках программы "Жилье для российской семьи" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

n - число субъектов Российской Федерации, отобранных для получения субсидии.

16. Показатели оценки заявок субъектов Российской Федерации рассчитываются по методике, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и основываются на следующих основных критериях оценки государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства:

а) наличие мероприятий по комплексному развитию коммунальной инфраструктуры;

б) наличие мероприятий по развитию социальной инфраструктуры для строительства жилья;

в) наличие мероприятий по стимулированию частной инициативы граждан в жилищном строительстве;

г) наличие мероприятий по реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

д) наличие мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий;

е) наличие мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья.

17. В случае если субъект Российской Федерации в заявке запросил размер средств, который больше, чем размер средств, распределенный ему в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, то бюджету этого субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

В случае если субъект Российской Федерации в заявке запросил размер средств, который меньше, чем размер средств, распределенный ему в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, то бюджету этого субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия в размере, указанном в заявке.

18. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий на реализацию мероприятий региональных целевых программ по каждому из направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 4 настоящих Правил, определяется по формуле:

,

где:

- уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий на реализацию региональных программ по каждому из направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

- средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий на реализацию региональных программ (устанавливается по направлениям расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в значении 0,8 применительно к направлениям расходов, указанным в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил, а применительно к расходам по направлениям расходов, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил, - 0,7);

- уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

19. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по каждому из направлений расходов субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 4 настоящих Правил, не может быть выше 95 процентов и ниже 70 процентов расходного обязательства.

20. Если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, не обеспечивает уровень софинансирования из федерального бюджета, определенный в соответствии с пунктами 18 и 19 настоящих Правил, размер субсидии подлежит сокращению до размера, обеспечивающего соответствующий уровень софинансирования.

21. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

22. Значение показателя результативности использования субсидии оценивается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании сравнения фактически достигнутых и плановых значений целевого индикатора подпрограммы, указанного в приложении N 1 к подпрограмме.

23. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения между государственным заказчиком подпрограммы - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, форму которого утверждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - соглашение).

24. Соглашение содержит следующие положения:

а) реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;

б) размер субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления и расходования, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию соответствующих расходных обязательств;

в) порядок осуществления контроля за соблюдением субъектом Российской Федерации условий, установленных при предоставлении субсидии;

г) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидии;

д) значение показателя результативности использования субсидии, определенное с учетом значений целевого индикатора, указанного в приложении N 1 к подпрограмме, и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению;

е) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства;

ж) обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственной программы субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет средств федерального бюджета, и внесения в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, на которые предоставляются субсидии;

з) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

и) условие о вступлении в силу соглашения.

25. В случае если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии субъектом Российской Федерации не достигнуты значения показателя результативности использования субсидии, установленного в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателя результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств, рассчитанный в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.

26. В случае если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии субъектом Российской Федерации допущены нарушения предусмотренных соглашением обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, софинансирование которых осуществляется за счет субсидии, и до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.

27. В случае сокращения размера субсидии из-за невыполнения субъектом Российской Федерации условий по софинансированию в текущем финансовом году или отсутствия потребности в субсидии в утвержденном на текущий финансовый год размере эти средства перераспределяются (при наличии потребности) между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на их получение в соответствии с настоящими Правилами и готовыми обеспечить дополнительное финансирование мероприятий на необходимом уровне софинансирования.

Указанное перераспределение утверждается Правительством Российской Федерации.

28. Перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Перечисление средств на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту на расчетный счет заемщика осуществляется не позднее 3 рабочих дней после представления заемщиком документов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, на основании платежного поручения на перечисление средств заемщику, оформленного в установленном порядке.

29. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток средств подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

30. При наличии потребности в остатке субсидий, не использованном в истекшем финансовом году, указанный остаток в соответствии с решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации может быть направлен субъекту Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.

31. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчет об использовании субсидии по форме, утверждаемой указанным Министерством.

32. Субсидия в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального казначейства.

 

Календарь

« March 2017 »
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Популярное

Материнский капитал можно будет использовать при приобретении жилого помещения в строящемся доме

Сбербанк предоставил своим клиентам возмож

Read more
В 2012 году число ипотечных сделок в Москве увеличилось на 29%

В 2012 году число ипотечных сделок в Москве ув

Read more
Большинство россиян (58%) считают ситуацию в сфере ЖКХ наиболее важной проблемой страны

По данным Всероссийского центра изучения о

Read more
Кавказская ипотека дороже московской

Рейтинг российских регионов по доступности

Read more
Бесплатной приватизации жилья скорее всего больше не будет

Время бесплатной приватизации жилья, котор

Read more